Парк Оленьи ручьи

"Оленьи ручьи" - уникальный природный парк, наверное, самый известный на Урале. Он создан в 1999 году и расположен в живописных местах Нижнесергинского района Свердловской области, вдоль низовий реки Серга. Идею создания охраняемой территории в виде национального природного парка активно продвигал биолог Александр Владимирович Добров, который поначалу действовал просто как энтузиаст-общественник, организовав вокруг себя команду студентов-биологов и геологов. Он и стал первым директором вновь созданного парка "Оленьи ручьи". Территория парка 12700 гектаров, на которых удивительно высока концентрация самых разнообразных и интересных природных объектов - скал, пещер, ручьев, реликтовых деревьев, родников.

А река Серга часто называется туристами "уменьшенной копией Чусовой", она и правда, такая же извилистая, местами бурная, с изобилием высоких скал и гротов. Широко известны такие достопримечательности парка, как пещера "Дружба" и Большой карстовый провал. Учеными обнаружены многочисленные стоянки древних людей у реки Серга, в пещерах. В разные времена люди здесь промышляли производством древесного угля, добычей железных руд и леса.

Не меньше водных и геологических объектов интересны растительный и животный мир парка Оленьи ручьи. В этих местах всегда обитало множество представителей копытных - когда-то давно - северные олени, благородные олени, а в наши времена - косули и лоси. Это нашло отражение и в самом названии парка, кроме того, символом "Оленьих ручьев" стало древнее изображение оленя со скалы "Писаная", сделанное охотниками тысячелетия назад.

Кроме оленей на территории парка водятся и медведи, и бобры, и лисы, и зайцы, белки, разные виды грызунов, лягушек. Большое разнообразие птиц - можно увидеть и услышать и черного дятла желну, и глухарей с тетеревами, и хищных канюков и коршунов. Вдоль реки живут цапли, разные виды уток и куликов. Несчетное число певчих мелких птичек всю весну и лето оглашают своими голосами окрестности. А зимой по лесу перелетают стайки снегирей, клестов, разных синиц, свиристелей...

Мы давно знали об "Оленьих ручьях", и хотели туда съездить, но так как место очень популярное, то мы планировали выбрать время, когда народу там поменьше - не в сезон, и в будние дни. К тому же и добираться туда вроде и не далеко, но не слишком удобно. В конце концов, наши планы осуществились, а о том, что мы увидели в "Оленьих ручьях", и где побывали - читайте ниже. Могу только сказать, что остались очень довольны путешествием.

Это заключительная часть рассказа о парке Оленьи ручьи, рекомендую начать с первой

День 4

Турист-варвар, Морозов ключ, капище Перуна, два стула на скале, 300-летняя сосна, дорога до дома

Утром Денис хотел встать пораньше, вчера он не поднимался на скалу Карстовый мост, и мы ему очень рекомендовали это сделать. Тем более что утром еще все спят, и можно нормально пофотографировать. Договорились, пока он ходит, мы потихоньку делаем зарядку, да завтрак приготовим.

Пока мы не спеша возились, Денис вернулся. Красота, говорит, неземная! Восторг просто. Небо, к слову сказать, с утра было пасмурное, но потом все тучи куда-то развеялись, и в синем небе засияло солнце. Мы планировали уже завтракать и собирать вещи. Но сначала я еще раз шокировала соседей - прошла мимо них, как и вчера, в купальнике. А люди снова в куртках-шапках, как поздней осенью. Один их них рыбачил на отмели, так он от ужаса, что я в воду зашла, смотал удочку и сбежал.

Денис развел костер - плов разогревать. Тем временем в лес мимо нас прошел парень за дровами, долго там бродил, трещал ветками, что-то рубил топором... И вот вышел обратно, неся с собой только что срубленное, свежее, зеленое деревцо. Лиственное. Мы застыли в шоке. Спросили, в курсе ли он, что, во-первых, на территории природного парка нельзя рубить живые деревья, и, во-вторых, что свежая осина вообще гореть не будет? Парень сильно изумился. Он не подозревал ни первого, ни второго. Сказал, что в лесу практически никогда не был, только на рыбалку два раза ходил.

Мы отдали ему все дрова, которые вчера насобирали, еще сходили в лес и принесли дополнительно, чтобы люди больше не пытались рубить живые деревья. Между прочим, в лесу было чудо как хорошо: чувствовалось, что все постепенно и тихо засыпает, самое начало осени накрывало все покоем. Трава уже слегка пожухла от жары последних месяцев. Среди пока еще зеленой листвы чирикали пичужки. По березе скользил поползень.

После завтрака мы еще по разику искупались в Серге, собрали вещи, сложили палатки, и надев рюкзаки, отправились в сторону Бажуково. Перед тем, как уйти отсюда, нам хотелось посетить большую поляну прямо напротив скалы Карстовый мост, мы ведь вчера видели ее только с моста над рекой. И вот мы уже на этой центральной поляне. Поражало количество палаток и людей, они были повсюду, и продолжали прибывать - утро субботы! Прямо на берегу была свалена большая куча вещей, которую охранял один мужчина, дожидаясь остальных. Вокруг стоял шум и суета. Я порадовалась, что мы ночевали далеко отсюда.

Рассмотрели мы, как следует, скалу Карстовый мост, которая возвышалась на противоположном берегу Серги. Река здесь посередине была перегорожена большой отмелью, было мелко, и можно было перейти до скалы вброд - вода даже до колен не доходила. Место было красивое - светлая массивная скала с "окошечками" на разной высоте, в центре - арка у самой воды, в ней виднеется начало лестницы, придававшая загадочности - не понятно было, куда она ведет, как будто внутрь скалы...

Только мы отвернулись от Карстового моста, как увидели, что по дороге на поляну вкатывается толпа велосипедистов, сплошная молодежь, только руководитель постарше. Человек 20. Спросили ребят, откуда они? Ответили, что из Тюмени, приехали в Оленьи ручьи на микроавтобусах, чтобы покататься и осмотреть весь парк. Они попросили их сфотографировать на фоне скалы. Денис взял их фотоаппарат - и началось: что-то настройки неправильные, зумм тугой, звука щелчка нет... Все засмеялись, тут-то он их, голубчиков, веселенькими и снял. Сбоку к группе прибилась какая-то девушка с половником - местный повар, видимо.

Мы пожелали удачи велотуристам, и отправились к дороге. Нужно было еще зайти на Морозов ключ. Как раз на выходе с поляны нам встретились двое парней из компании соседей - они возвращались с водой, именно с этого ключа. Мы им сказали, что оставили дров, они поблагодарили. Через пару минут нас обогнали велосипедисты, они ехали налегке, оставив рюкзачки на поляне. Руководитель покрикивал: "В гору, в гору, в гору!" Дорога и правда поднималась в горку.

Дальше мы увидели указатель на повороте на Морозов ключ, туда вела небольшая тропинка, сначала через поляну, потом по низине, заросшей ивняком. И вскоре мы оказались на берегу чего-то, здорово напоминающего болото. Такой широкий разлив, с водными растениями и опавшей листвой. Но болотом это казалось только на первый взгляд. Со второго мы заметили, что вода здесь изумительно прозрачная, чистейшая, как кристалл. А вблизи от окончания тропы, метрах в полутора, небольшая каменная ниша, и вода вроде бы из-под нее вытекает - листики кружились на поверхности. Видно, это и есть Морозов ключ, и именно он налил всю эту массу воды. Это явно не было частью реки Серга.

Я потрогала воду - ледяная! Холоднее того ручья в пещере, где я набирала воду. Я удивилась, что впереди по этой ледяной воде плавают две молодые утки. И как только у них лапы не отмерзают... Набирать воду мы не стали, уже незачем. И пошли обратно на дорогу. Это была не туристическая, а технологическая дорога для транспорта, обслуживающего парк. Она вела, судя по карте, кратчайшим путем в Бажуково. Вот по ней мы и двинулись. Только Саша изъявил желание отбиться от нас, и пойти вдоль Серги, чтобы снять еще скалы, на которых мы не побывали: Вдохновение и Два стула.

Итак, мы с Денисом зашагали по дороге, болтая "за жизнь", а Александр пошел по туристической тропе вдоль реки. Идти нам было хорошо - вокруг светлый притихший лес, свежий воздух со множеством осенних ароматов. Встречались поляны с высокой травой. И никого вокруг. И дошли очень быстро. По нашим предположениям прошли чуть больше половины, а тут смотрим - шлагбаум, железная дорога. Пришли! Дорога оказалась всего около 4-5 километров.

Мы вышли на тот пятачок, откуда и начали свой маршрут. Увидели беседку, и сели там, сложив рюкзаки на скамейки. Рядом находился магазин "Родничок" и мини-кафе-пекарня "Русская Печка". Забавно было, что пекарня действительно была построена в виде белой печки, как в сказке про Емелю. И в полукруглом жерле печки сидела продавщица, периодически высовывалась оттуда по пояс, и громко кричала: "Пирожки! Шаньги с картошкой горячие, с пылу, с жару!" Смотрелось очень смешно.

Плохо было только то, что в остальное время в этой пекарне играла громкая музыка, причем подборка была еще та - голимый низкосортный шансон. Это омрачало звуковую картину и мне, и Денису. И мы решили пойти на проходную парка, чтобы ждать там. Но перед этим Денис купил в пекарне стакан чая и шаньгу с картошкой, и перекусил. А я купила в магазине пару сникерсов на обратную дорогу, и еще прогулялась до передвижного киоска, поглядеть, чем торгуют. Ничего особенного не обнаружила - продавали мед и всякие продукты пчеловодства. Мы взяли рюкзаки, и пошли к проходной.

Там все продолжали прибывать люди, все стремились в выходной день посетить Оленьи ручьи. Большая часть туристов были вообще без вещей - с одним фотоаппаратом. Кто-то нес маленький рюкзачок с питьем и перекусом. Таких, кто приехал с ночевкой и был экипирован большими рюкзаками, почти не наблюдалось. Мимо прошла компания парней с удочками и большими полиэтиленовыми пакетами, раздувшимися от пива и жратвы.

Мы поставили рюкзаки, и стали ждать. Со скуки я уже прочитала всю информацию о парке на стендах, все рекламные объявления. Мы по очереди прогуливались вдоль улицы. Я сжевала пару сухариков. Рассмотрела сувениры в киосках - ангелочки разного вида, шкатулочки, магнитики... Попыталась позвонить Александру, но он сказал: "Алло" и связь пропала. А потом он уже и трубку не брал.

Я заметила, что Денис начал проявлять признаки беспокойства. Ему явно не хотелось ждать, он опасался, что автобус уйдет, до него оставалось всего 40 минут, как раз успеть дойти 2 км. до остановки. И поэтому, извинившись, сообщил, что уходит к трассе на остановку. Я его понимала, не обиделась, и пожелала хорошо дойти и доехать. Денис удалился.

Ко мне подошел наш знакомый Владимир Александрович, и мы с ним поговорили. Он рассказал, что вдвоем с товарищем держал рыбный пруд недалеко отсюда в поселке Тюльган, но срок аренды окончился, и цену за нее подняли, так что им было уже не потянуть. И всю рыбу без присмотра быстренько выловили местные. Теперь у них там только 4 рыбачьих домика на берегу, которые они сдают приезжающим. Посоветовал нам съездить в поселок Аракаево, в Аракаевскую пещеру.

Еще он принес свое "народное творчество" - выточенные из лосиного рога фигурки - змея, мамонт у скалы, шкатулочка и т.п. Змея-кобра была достаточно тонко сработана, даже крохотные зубки выточены. Похваставшись, Владимир Александрович отправился с товарищем на обед в соседнее кафе "Лесная кухня". Небо потихоньку затягивали облака, поднялся очень свежий ветерок, начал капать дождик. Саши все не было. Но вот, наконец, он показался в конце дороги. Посмотрев на часы, мы решили не бежать сразу на остановку, а сначала здесь пообедать. Достали сало с помидорами, закусили козинаками, и за 40 минут до двухчасового автобуса отправились до трассы.

Александр рассказал, что по пути вдоль реки сегодня он сначала поднялся на высокий берег Серги. Там изредка попадались туристы, небольшими группами. Полюбовался видами с обрывов скалы. Внизу видно было объединение реки Серга с разливом Морозова ключа - вода их по цвету сильно различалась - более мутная в Серге, и прозрачная, местами даже голубоватая в разливе. После большого, поросшего ивняком острова, они объединялись в одном русле.

Ниже по течению реки видна была поляна на правом берегу, окаймленная светлой песчаной отмелью. Сквозь облака светило солнышко. Сашу так и тянуло там посидеть подольше... Тут он заметил, что на соседнюю вершину скалы потихоньку взбирается молодая женщина с двумя детьми, девочкой лет 3-4, и малышом в заплечном рюкзачке. У мальчишки только ручки-ножки торчали в стороны. У девочки тоже был крошечный рюкзачок. Двигались они очень медленно, но упорно. Александр оценил их упорство, и решил помочь им подняться. Похвалил, что приучает детишек к природе. Еще предложил им сделать их фотографию (он заметил у женщины фотоаппарат). Она обрадовалась, сказала, что это было бы замечательно!

Поднялись они на вершину с помощью Александра, встали маленькой дружной группой, и сфотографировались. Малыш в рюкзачке молча крутил головой, и пытался осматриваться из-под шапочки, сползшей на глаза. Дочка этой женщины была серьезная и самостоятельная, молчаливая такая, целеустремленно карабкалась по скалам, ни жаловалась, ни стонала. Пошел Александр дальше.

На очередной вершине стояла смотровая деревянная площадка со скамейками, прямо над обрывом. Чуть дальше на полянке стояли деревянные фигуры, изображающие святилище языческих богов. В центре бревен, положенных квадратом, была установлена деревянная скульптура с четырьмя лицами и белой бородой и волосами, видимо, главный бог, Перун называется. В руках его были 4 меча, на голове - что-то вроде золоченой шапки. К подножью статуи люди зачем-то сложили всякие огурцы и помидоры, куски хлеба и т.п. Еще там же стояли 4 столба, увенчанные лисьими головами, а на цепях к этим столбам было привешено бревно с углублением сверху. Табличка гласила, что это место называется "Вечная пристань" и здесь проводят обряд "Тризна".

Пройдя еще дальше вдоль обрывов, Александр вышел с тропы уже на лесную дорогу. А затем спустился с холма в долину, и попал на поляну с беседками у скалы "Священник". По дороге, где мы уже шли вчера, дошел до скалы "Ангел", где рядом были установлены "Два стула" - то есть реально два деревянных неуклюжих стула из жердей, напоминающих больше лесенку.

Здесь было много людей, они снимали на фотоаппараты и сотовые телефоны. Какие-то толстые тети решили забраться на стулья, а до сидений-то метр семьдесят. Вот они карабкались, а потом одна все переживала, что на фото, сделанном снизу, у нее будет большой подбородок, втянуть пыталась, разгладить... Александр терпеливо ждал возможности снять эти стулья без людей, но поток все не иссякал... И люди не догадывались отойти подальше. Потом уже просто попросил всех отойти налево, чтобы дать возможность снять.

По широкой дорожке, посыпанной гравием, Саша пришел к началу маршрута. Там видел сосну со спилом, высотой метров 5, но с очень толстым стволом. Рядом, как стенд на ножках, был закреплен гигантский плоский срез этой сосны. И написано было, что этой сосне 300 лет, и таких старых деревьев в этих местах еще несколько. Мимо указателей на Дыроватый камень и другие объекты, на пасеку, Саша прошел до открытой полянки, и уже подошел к домам Бажуково. А там и до меня добрался.

Мы закончили обед, собрались и пошли. Оглянулись на прощание на парк, и двинулись по дороге. К этому времени дождь разошелся вовсю, и минут 10 мы мокли, бодро шагая. Видно было, что дождь скоро кончится, нас поливало из краешка тучи. Дорога была ровной и гладкой, изгибалась наподобие долларового знака, и в ее мокрой поверхности отражалось небо, облака и деревья на обочинах. А скоро и солнце выглянуло, стало еще веселее и теплее.

Слева простиралось обширное поле, справа - основательный лес из берез и сосен. На горизонте виднелись горки. На всякий случай мы остановили машину, большой джип, спросили, не подвезут ли нас до Екатеринбурга, но им было в другую сторону, и мы пошли на остановку. Вышли метров за 100 до остановки, и начали ловить машины. Пока никто не останавливался. А в какой-то момент я повернулась к остановке - смотрю, а там Денис! Не уехал все еще. Он нас тоже заметил, руками замахал. И еще люди на остановке были - видно, автобуса еще не было. Денис подошел к нам, и подтвердил, что пока автобуса не было.

Стали мы снова ловить транспорт, но так ничего и не поймали. Нас еще раз намочил короткий сильный дождь. И вот где-то в 14.20 показался автобус "Михайловск-Екатеринбург". И мы зря опасались, что не будет места - в салоне сидели всего два пассажира. Рюкзаки сдавать в багаж мы не стали, просто поставили их на свободные места в салоне. Заплатили по 300 рублей, и поехали домой. Забавно было с билетами - водитель нам их дал, уже явно потрепанные, и сказал, чтобы в Екатеринбурге мы их ему вернули! Очуметь.

Через десяток минут подъехали к автостанции небольшого городка, больше похожего на деревню. Остановились, стоим. Нигде не написано, что за населенный пункт. Я спросила у водителя - оказалось, это Нижние Серги, и стоять будем 10 минут. К нам присоединились еще несколько пассажиров, и поехали дальше. Я половину дороги проспала, проснулась уже возле указателя "Первоуральск". Мы съели с Сашей по сникерсу, а вот Денис в это время потягивал медовуху, купил ее в Оленьих ручьях.

В одном месте шел ремонт дороги, и автобус там долго тащился со скоростью пожилого пешехода. Но вот, наконец, доехали до Екатеринбурга. Дождя здесь не было, по радио объявили, что в городе 17 градусов тепла. После 30-градусной жары это ощущалось уже реальным похолоданием.

Тяжело дышать было в городе после чистого воздуха лесов, просто как в душегубке. А парк "Оленьи ручьи" оставил о себе чудесные воспоминания - удивительное место, там на квадратный километр столько интересного! И скалы, и пещеры, и родники... И, конечно, прекрасные леса. Хочется поблагодарить коллектив парка за то, что они так хорошо его содержат, так любят и оберегают. По-настоящему хорошие и увлеченные люди.

Как добраться до парка Оленьи ручьи, и другая полезная информация

Первый вопрос, возникающий у людей - как добраться до парка "Оленьи ручьи"? Если Вы планируете ехать на личном автомобиле, то все просто. Ехать нужно до поселка Бажуково, который расположен недалеко от города Нижние Серги на отрезке дороги Дружинино-Михайловск, от Екатеринбурга около 120 км. С дороги есть свороток, если проехать по нему два километра - окажетесь как раз на проходной парка.

Если Вы добираетесь общественным транспортом, то все будет чуть сложнее. От Екатеринбурга ехать нужно на рейсовом автобусе "Екатеринбург-Михайловск", и попросить водителя высадить Вас у поворота на Бажуково, и там два километра пешком. Либо на электричке, но они ходят вроде только в летний период, и только в выходные. В остальные дни нужно делать пересадку в Дружинино.

На входе в парк Вам нужно будет оплатить билет. Стоимость входа по отношению к полученному удовольствию совсем невысока, и мы не пожалели отданных денег, потому что в парке их действительно тратят на благоустройство и поддержание чистоты. К билету Вам выдадут и карту маршрутов. Во время нахождения в парке Вы можете пользоваться стоянками, если есть личная палатка, а также навесами, беседками, скамейками, туалетами и костровищами.

Если у Вас нет палатки, и Вы любите более комфортный отдых, можно снять номер в гостиничных комплексах парка или частных домиках для туристов в поселке и на кордонах. Кстати, в районе входа в парк и в поселке Бажуково, есть достаточное количество вполне приличных кафе и закусочных, так что голод Вам не грозит.

Когда едет большая группа туристов, то есть смысл заказать сопровождение экскурсовода, который Вам покажет все достопримечательности парка и расскажет о них много интересного. К слову сказать, маршрутов экскурсий несколько, они разные по протяженности и охвату объектов "Оленьих ручьев", можно выбирать в зависимости от времени, которым Вы располагаете, и от степени физической подготовки участников прогулки. В Екатеринбурге есть представительство парка, где Вы можете узнать интересующие подробности посещения, заказать экскурсовода или забронировать номер.

Для любителей велосипедного туризма нет никаких ограничений, но я бы посоветовал ехать в сухую погоду, так как большая часть тропинок и дорожек парка земляные, и после дождя ехать будет скользко. И надо быть готовым к сложностям пересеченной местности, гористому рельефу и большому количеству ручьев, мостов и лестниц. И еще учтите, что в выходные дни в парке полно народу, так что ездить в толпе по узким тропинкам будет не слишком удобно. Это верно и для пеших туристов.

Парк "Оленьи ручьи" можно посещать и зимой, в это время года там оборудованы лыжные маршруты, а снег на основных пешеходных дорожках утрамбовывают снегоходами, и ходить комфортно. Если Вы отправляетесь в "Оленьи ручьи" в мае-июне, будьте готовы - там очень много клещей, так что нужно принимать меры защиты.

Как и в любом парке, в "Оленьих ручьях" действует ряд ограничений: нельзя рубить деревья, срывать цветы и другие растения, устанавливать палатки и жечь костры не на территории специально оборудованных стоянок, которые отмечены на карте. Поэтому перед входом в парк лучше ознакомиться с правилами поведения в нем. Если Вы планируете посетить пещеру "Дружба", с собой обязательно надо взять фонарик. И конечно, непременно захватите фотоаппарат или видеокамеру!

Парк Оленьи ручьи. Вид со скалы Карстовый мост

Вид со скалы Карстовый мост в парке Оленьи ручьи

Фото: Черников Денис

Схема парка Оленьи ручьи

Оленьи ручьи или три дня в сказке